Мышление детей дошкольного возраста — mediahobby.ru

Мышление детей дошкольного возраста очень специфично. Ребенок не в состоянии выделить частное из общей картины предметов и явлений. Об особенностях мышления дошкольников и стадиях его развития идет речь в данной статье.

    Мышление детей дошкольного возраста и его особенностиРазвитие мышления у детей дошкольного возрастаМышление в дошкольном возрастеРазвитие мышления в дошкольном возрасте

    Мышление детей дошкольного возраста и его особенности

     

    Мышление детей дошкольного возраста, насколько мы знаем его, очень конкретно: он мыслит преимущественно образами, так сказать, картинами. Но в этой картине, являющейся отображением чего-либо ранее воспринятого, данный предмет является только частью целого.

    Таким образом, маленький дошкольник мыслит определенную цельную ситуацию, и процесс отвлечения какой-либо детали, какого-либо отдельного признака, действия или предмета из этой общей картины пока ему недоступен. Его мышление носит конкретный характер. Поэтому понятно, как малоспособен в этом возрасте ребенок к обобщающим выводам.

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

     

    Но мышление маленького дошкольника не только ситуационное, неспособное еще извлекать данную деталь из общей ситуации, абстрагировать ее. Его мышление психологи иногда называют конкретно-индивидуальным на том основании, что ребенок в этом возрасте мыслит отдельными конкретными случаями, примерами.

    В этом отношении очень показательно, как ребенок определяет.Если взрослый при определении чего-либо старается выделить общее, высшее понятие, кроме того приводит специфическое отличия определяемыхпредметов от подобных ему. Малютка же на вопрос: «Что это такое?» или просто указывает на соответствующий предмет, или повторяет подлежащие определению слова («Что такое  собака?» – «Собака»).

    Так в раннем детстве определение ребенка проходит два этапа: 1) стадию указания жестом и 2) стадию номинального определения.

    Первый способ определения указывает на крайнюю конкретность детского мышления, а второй – на еще непонимание того, что требуется для определения. Но пятилетка уже определяет иначе. Так, например, если его спрашивают, что такое повозка, пятилетний ребенок отвечает: «Дядя садится, бьет лошадку кнутом, и тогда лошадка бежит». Такое определение можно назвать объяснением через конкретный пример.

     

    Мышление в дошкольном возрасте

     

    Маленький ребенок еще не в состоянии выделять частные особенности предмета. Это можно наблюдать, например, в его затруднении в абстрагировании цвета от самого предмета. Если дать трехлетнему ребенку четыре листочка бумаги разного цвета и попросить его положить их у цветков соответствующего цвета. Увидим,  что он не в состоянии этого сделать. Но если бы вместо растений были тоже кусочки бумажки, он тогда смог бы сделать.

    На основании такого своеобразия детского мышления можно считать, что маленький ребенок практически не пользуется ни индукцией, ни дедукцией, так как оба эти вида умозаключений предполагают общие суждения в качестве или конечного, или исходного момента умозаключения.

    Развитие мышления в дошкольном возрасте

     

    Самым ранним видом детских умозаключений можно считать «трансдукцию», т. е. переход от одного частного суждения к другому такому же конкретному суждению. Видами таких трансдуктивных умозаключений считаются заключения о тождестве, различии и сходстве каких-либо явлений. Такие заключения, действительно, очень часты у маленького дошкольника. Особенно ярко выступает у него тенденция к отождествлениям или аналогиям, которая нередко служит причиной ошибок ребенка: он может сравнивать или обобществлять несопоставимые предметы.

     

    Но в этом заключается и достоинства дошкольника. Такое мышление детей дошкольного возраста помогает им справиться с большим количеством информации, которая им не совсем понятна. Они по своему объединяет в целостную картину непонятные ему явления. Таким вот образом дети познают мир. С возрастом знания ребенка углубляются и он пересматривает свое отношение к уже знакомы предметам и явлениям.

    Читайте также статью «Развитие речи детей раннего возраста».

    Поделиться с друзьями:
    Медицина в симптомах
    Добавить комментарий